Если посмотреть на динамику промышленного производства в Украине, легко заметить, что по сравнению с первым кварталом 2008 года в первом квартале текущего года произошли серьезные изменения в структуре промышленного производства. В частности, лидер прошлого года, металлургия, занимает уже не 25% промпроизводства, а лишь 19%. Доля машиностроения снизилась с 14% до 9.5%, а производство кокса и продуктов нефтепереработки – с 8% до 6.5%.
Единственные отрасли, которые нарастили долю в общем объеме промпроизводства – производство и распределение электроэнергии, газа и воды (с 16% до 26%), пищевая промышленность (с 13% до 17%) и целлюлозно-бумажная промышленность (с 1.5% до 2%). Но даже этот рост – иллюзорен. Ведь в монетарном выражении то же производство и распределение электроэнергии, газа и воды упало с 39.8 млрд гривен до 39.4 млрд гривен. То есть, причиной наращивания доли отрасли было то, что остальные отрасли упали еще больше.
В данный момент экономика страны чрезвычайно ориентирована на эксплуатацию природных ресурсов и производство сырьевых материалов и в годы экономического бума данная специализация стала еще более явной. В подобной ситуации находится большинство стран СНГ: экономики России, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана – это все сырьевые экономики, правительства которых писатель Виктор Пелевин называет «временными администрациями нефтяной трубы». Единственным отличием украинской экономики является то, что наше ключевое сырье – не нефть, а руда и чернозем.
Безусловно, сырьевые экономики должны существовать для обеспечения развития экономики глобальной, но подобные экономики находятся в нижних ячейках глобальной экономической пирамиды и для перехода на высший уровень необходима их трансформация из индустриальных в пост-индустриальные.
Отличительными особенностями постиндустриальных обществ является переход от товарно-ориентированной к услуго-ориентрированной экономике. Производственным ресурсом в подобных обществах является информация и знания, а научные разработки - главной движущей силой экономики. Ключевой структурой постиндустриального общества является университет, как место производства и накопления знания.
Проблемой Украины является прямая либо косвенная незаитересованность политиков в подобной трансформации. Финансово-промышленные группы, стоящие за основными политическими силами, заинтересованы в наращивании индустриальной мощи своих сырьевых корпораций, а основная (и наиболее контролируемая) часть электората состоит из работников индустрий, которые вынуждены будут переквалифицироваться в случае фундаментальных изменений в экономики страны.
При явной незаинтересованности ни меценатов, ни значительной доли электората, у чиновников, принимающих решения, не хватает политической воли для развития стратегий экономической трансформации общества. Дополнительным существенным фактором является то, что и экономические и политические дивиденды от перехода к постиндустриальному обществу не являются сиюминутными и не могут привлечь тех политиков и собственников, которые более заинтересованы в быстрой прибыли как политической, так и финансовой.
Тем не менее, безусловно, переход на постиндустриальный уровень является желаемым с долгосрочной социальной точки зрения: существует значительная корреляция между развитием постиндустриальных отраслей экономики и благосостоянием населения, социальной защитой и качеством жизни.
Говоря о возможном (и желаемом) переходе на постиндустриальную стадию развития экономики, необходимо определить отрасли, которые развиваются при подобном переходе. Это, в первую очередь, отрасли высоких технологий: полупроводниковые, информационные технологии и телекоммуникации, робототехника, нанотехнологии, медицина, альтернативная энергетика, авиационное и энергетическое машиностроение, оборонные технологии и технологии двойного назначения, биотехнологии и т.д.
К сожалению, за годы экономической реструктуризации, экономика Украины, существенно отстала во многих из этих отраслей от развитых стран, хотя на момент распада СССР наши разработки были достаточно конкурентоспособны на мировых рынках. В данный момент единственный сектор высоких технологий, который выдерживает хоть какую-то конкуренцию (и не в последнюю очередь за счет низкой цены) – это отечественный комплекс оборонных технологий и технологий двойного назначения - самолёто-, ракетостроения и космической техники. Существуют также конкурентные разработки и в отрасли биотехнологий и полупроводниковых технологий.
В сфере же информационных технологий, альтернативной энергетики и нанотехнологий уровень развития чрезвычайно ограничен, в первую очередь за счет того, что на момент распада СССР эти отрасли находились в зачаточном состоянии. Тем не менее, существует значительный интеллектуальный ресурс, который со временем может способствовать развитию данных отраслей.
Каким же образом правительство может способствовать поддержке и развития отраслей высоких технологий и переходу экономики на постиндустриальный уровень?
Жизненно необходимым является принятие на законодательном уровне стратегии развития постиндустриальных отраслей национальной экономики, разработка которой должна основываться на скрупулезном анализе конкурентоспособности секторов украинской экономики и быть результатом сотрудничества между властью, академическим сектором, реальным сектором, сектором финансовых и инвестиционных услуг, а также международными консультантами. Данная стратегия должна обращать особое внимание и быть подкреплена действиями на всех уровнях государственной власти в следующих направлениях.
Во-первых, это способствование развитию деловых отношений между академическим и реальным секторами. Подобные отношения обеспечивают оперативное внедрение ноу-хау в сектор высоких технологий и способствуют технологическому прогрессу экономики. Одной из моделей подобных отношений являются технопарки, где научные организации занимаются разработкой востребованных бизнесом инноваций.
В-вторых, это поддержка венчурных инвестиций на государственном уровне и предоставление льгот украинским и зарубежным венчурным фондам, инвестирующим в украинский высокотехнологический сектор.
В-третьих, это взвешенный и скурпулезный анализ конкурентоспособности отдельных секторов высокотехнологичной отрасли и приведение нормативной базы в соответствие со стратегией развития. Как пример, в секторе альтернативной энергетики существует огромная проблема с внутренним рынком сбыта данных технологий, поскольку текущая нормативная база не предусматривает возможности сбыта избыточной энергии в центральные энергетические сети, а цены на традиционную электроэнергию являются неоправданно заниженными.
В-четвертых, это способствование развитию малого и среднего бизнеса в секторе высоких технологий. Практически все современные высокотехнологические корпорации начинались в форме небольших фирм; поддержка подобных предприятий государством способна поддержать развитие данного сектора в Украине. Данный аспект видится особенно важным, учитывая природную изобретательность украинского народа. Наличие государственной поддержки способно позволить наиболее талантливым украинским Левшам не только получать от своих изобретений моральное удовлетворение, а и способствовать развитию технологий в Украине.
В-пятых, это обеспечение государственной поддержки, предоставление льгот и входа частного капитала в конкурентоспособные высокотехнологичные предприятия, такие как Турбоатом, авиазавод им. Антонова и др.
В-шестых, это изучение опыта существующих постиндустриальных стран. Хорошим примером для подражания является Швеция: в начале 20-го века эта страна специализировалась на производстве металла, древесины и пищевых продуктов. Грамотные действия правительства способствовали развитию высоких технологий в стране и развитию одного из наибольших технопарков Европы IDEON.
Наконец, важнейшим фактором развития постиндустриального общества является социальный капитал. Поэтому следует говорить о необходимости развития в Украине институтов гражданского общества, которые выступают катализаторами постиндустриальной трансформации. Не обсуждая политические аспекты Президентских выборов 2004 года, следует отметить, что события тех дней явно показали, что консолидация значительной части населения возможна и у украинского гражданского общества есть существенный потенциал.
Переход к постиндустриальному обществу является желательным с точки зрения долгосрочного развития украинской экономики, а нынешний кризис представляет прекрасную возможность для разработки и начала реализации стратегии экономической трансформации. К сожалению, и разработка, и реализация подобной стратегии требует от государственных мужей и жен определенной политической воли, дальновидности и жертвы краткосрочных личных интересов ради долгосрочной общественной выгоды.
Подготовил аналитик инвестиционной группы «Сократ» Михайло Сальников
Пресс-служба инвестиционной группы «Сократ»
Тел/факс: +38 044 207 01 00
e-mail: kolesnichenko@sokrat.kiev.ua